ТРИЗовские сайты:

 

Официальный сайт Альтшуллера

 

ZZlab

Сайт Б. Злотина и А. Зусман

 

Методолог

ТРИЗ в технике

 

Открытые бизнес-методики

ТРИЗ в бизнесе и рекламе

 

Система ТРИЗ-ШАНС

ТРИЗ в рекламе

 

Лаборатория образовательных технологий

ТРИЗ в образовании

 

 

Внимание! Ввиду неурядиц на ресурсе сайт переехал по адресу:


Новосибирск – 10.02.94

 

СТРУКТУРА СЕМИНАРА ПО ТРИЗ


Структура семинара.

1-я неделя. Освоение теории (железная ТРИЗ),  освоение инструментария ТРИЗ и решение учебных задач.

2-я неделя. Переход от "железной ТРИЗ" в надсистему к "человеческой ТРИЗ",  экспансия ТРИЗ в различные области человеческого знания. В "железной ТРИЗ" переход от решения учебных задач к решению практических задач слушателей.

 

Инструментальная часть.

Курс построен так, чтобы АРИЗ можно было давать как можно раньше. Начинать с приемов и стандартов нельзя, т.к. в этом случае не вырабатывается аризный стиль мышления, стимулируется угадательство ответа вместо анализа задачи. На отучение от МПиО и приучение к мышлению две недели очень маленький срок и необходимо его использовать целиком.

Кроме того, стандарты и приемы сегодня действительно очень сильные инструменты и позволяют решать большинство задач, что мешает освоению АРИЗа.

1-й день.

АРИЗ давать еще рано – недостаточно дано теории. Но какой-то инструмент необходимо дать, чтобы с первого дня слушатели начали решать учебные задачи и выполнили небольшое домашнее задание для втягивание в эту процедуру. Поэтому на последних часах 1-го дня занятий даются основы вепольного анализа и простенькое задание на дом – придумать примеры на вепольные формулы или решить учебную задачу.

2-й день.

Раздача текстов АРИЗ. Знакомство с 1-й и 2-й частями АРИЗ, Разбор учебной задачи по первым двум частям. Задание на дом: разбор простенькой учебной задачи по 1-й и 2-й частям.

3-й день.

После раздачи проверенных домашних заданий разбор слушателем у доски этой задачи.  Параллельно преподаватель на каждом шагу комментирует ошибки допущенные слушателями и обращает внимание аудитории на причины их появления (нарушение правил, неучет примечаний и т.п.). Знакомство с 3-й частью АРИЗ. Разбор преподавателем домашней задачи по 3-й части.  Задание на дом: разбор по первым трем частям следующей учебной задачи.

4-й день.

По той же схеме разбор слушателем у доски домашнего задания. Разбор преподавателем "решательных" 4-й и 5-й частей АРИЗ. Задание на дом: решение учебной задачи по АРИЗ.

В тот же день – раздача стандартов или приемов, небольшое занятие по ним. Задание на дом – прочитать. В один из последующих дней раздача приемов или стандартов и небольшое занятие по ним. Если приобретена "Изобретающая машина", то дальнейшие занятия только на ней. При отсутствии ИМ проводятся еще одно-два занятия по стандартам.

5-й день.

Разбор слушателем у доски хода решения домашней задачи. Задание на дом: решение сложной учебной задачи. Обычно используется задача о разгоне метеорита.

6-й день (суббота).

Как правило, эта задача не решается сразу. Поэтому для поддержания творческого напряжения на выходные – разбор слушателем задачи до ФП. Задание на дом: дорешать задачу.

7-й день.

Разбор слушателем окончания решения задачи. Задание на дом: начало разбора по АРИЗ своей практической задачи.

В дальнейшем в один из последующих дней – разбор преподавателем второй  половины АРИЗ на одной из решенных учебных задач. Индивидуальная работа с практическими задачами. На последнем часу занятий – постановка и разбор практических задач со всей группой.  После занятий индивидуальные консультации.

Если семинар проходит с "ИМ", то подавляющее большинство слушателей решают свои задачи не по АРИЗ, а с помощью "ИМ".

 

Линия ЗРТС.

ЗРТС – теоретическая основа ТРИЗ, с них начинается изучение теории. Порядок изучения законов выстроен таким образом, чтобы создавать плацдарм для быстрого освоения АРИЗа.

1-й день.

Ввод – о закономерности развития техники. Закон повышения степени идеальности. Закон развития через возникновение и  преодоление противоречий. Виды противоречий.

2-й день.

Закон перехода на микроуровень. S-образная кривая развития систем. Полиэкранная схема.

3-й день.

Закон динамизации ТС.

4-й день.

Закон согласования-рассогласования в ТС.

5-й день.

Закон развертывания-свертывания ТС.

7-й день.

Вытеснение человека из ТС.

 

РТВ.

3-й день.

Задание в аудитории – придумать фантастическое животное. После генерирования с дюжину идей типа коровы с крыльями, петуха с рогами и т.п., анализ и критика предложений. Затем обращение к полиэкранной схеме и предложение использовать другой экран. Например:

– Изменить надсистему. Другая планета с резко отличающейся от земной какой-либо характеристикой (давление, перепад температур, сила притяжения). Каким должно быть животное, чтобы существовать в таких условиях? Как оно будет себя вести в земных условиях?

– Изменить подсистему. Пусть у животного отсутствует какой либо орган или система. Как иначе может быть выполнена их функция?

– Изменить порядок развития по горизонтальной оси полиэкранной схемы. Нам  известны две основные схемы. Первая – из яйца, икринки или утробы от младенчества до старости. Вторая – гусеница, куколка, бабочка. Предложить что-либо иное.

В результате получаются идеи, пригодные для фантастического рассказа.

Задание на дом – придумать фантастическое растение. Использовать при этом изучаемый в "железной ТРИЗ" материал. Можно привлекать детей. Рекомендация – использовать для таких упражнений отходы времени: очередь, транспорт...

4-й день.

Разбор домашнего задания. Задание на дом: придумать неизвестное природное явление.

5-й день.

Разбор домашнего задания. Задание на дом: украшение для Аэлиты.

6-й день (суббота).

Краткое знакомство с описаниями инопланетян, зачастивших с визитами к нашим и "ихним” согражданам, (трехметровые, полутораметровые, одноглазые, прозрачные...) и общения с ними (медицинские исследования, прогулка в космос, в котором здорово, посещение их планеты, на которой вааще...). Постановка диагноза – недостаток воображения. Все описанное очень похоже на выполнение первого упражнения без подготовки по РТВ – корова с крыльями...

Задание на дом: описать встречу с инопланетянином.

7-й день.

Разбор домашнего задания.

На дом: придумать занятие космонавтам в длительном многолетнем полете.

8-й день.

Разбор домашнего задания. Во многих работах вывод – единственное занятие, которое не надоест за много лет – творчество. Звучит он в разных вариантах: заниматься ТРИЗ, сочинением музыки и т.п.

Параллель между космическим кораблем и нашей планетой. Естественное вливание линии РТВ в линию ЖСТЛ.

Один из последующих дней – шкала "Фантазия-2"

 

Человеческая линия, ЖСТЛ.

3-й день.

Лекция о психологической инерции.

4-й день.

В ответ на вопрос или гневную реплику в резюме (заранее спровоцированную) о разной степени природной одаренности людей небольшая дискуссия о соотношении врожденных биологических качеств и приобретенных социальных. Выводы. Разброс любых биологических параметров, если не считать генетических дефектов, составляет максимум – разы. Разброс результатов творческой деятельности различных людей составляет многие порядки. Следовательно, если даже Эйнштейна и Циолковского считать суперодаренными людьми, что не является истиной по свидетельствам их современников и учителей, то десятую часть сделанного ими может сделать каждый, каким бы тупым он не родился.

Причины гениальности и ее отсутствия следует искать не на биологическом (генетическом) уровне, а на социальном. Негениальность – это социальная приобретенная патология.

5-й день.

Биография творческого человека. В случае решения задачи Пиккара по АРИЗу плавный переход от решения к рассказу о нем и его изобретениях.

6-й день (суббота).

Лекция о закономерностях развития коллективов. После нее остается понимание о  закономерности сопротивления новому, и снимаются многие барьеры в последующем восприятии ЖСТЛ.

7-й день.

Дискуссия о творческой личности. Поскольку, как мы выяснили в 4-й день, гениальность не есть продукт биологический, следует искать ее источники и составные части в социальной и духовной сферах. Материал исследования – биографии творческих личностей. Итог – шесть качеств ТЛ.  Такой подход инструментален, в отличие от ссылок на гены. Работоспособность можно  воспитывать и тренировать, умение держать удар, тоже. Умению решать творческие задачи посвящена основная часть семинара. Выбор Цели, планирование работы и времени – тоже конкретные действия, которые можно изучать. О них на следующих занятиях. В дальнейшем список шести качеств ТЛ постоянно висит на доске.

8-й день.

От разбора домашнего задания по РТВ переход к разговору о творчестве. Вывод о неизбежности существования человека будущего лишь в творческом режиме.

Второе качество – планирование работы и времени.  Рассказ о Любищиве.

9-й день.

Выбор Цели. Три уровня целей.

10-й, 11-й дни.

Знакомство с ЖСТЛ.

 

Ежедневные обзоры резюме.

Резюме представляет из себя ежедневное заполнение пяти пунктов:

1) Краткий (на уровне заголовков тем, которые преподавателем зачастую не проговариваются) конспект занятия с указанием цели каждой темы. (Объем примерно полстранички).

2) Что понравилось? Почему?

3) Что не понравилось? Почему?

4) Вопросы и предложения.

5) Оценка преподавателей по 5-ти бальной шкале.

Резюме является хорошей обратной связью. Ежедневные обсуждения легче, чем занятия по другим темам, устанавливают режим диалога. Под видом обсуждения резюме даются "экспромтом" многие дискуссионные темы. Обзор резюме становится "позвоночником" всего семинара.

 

Кроме  этих  основных линий знакомство еще с некоторыми темами.

Неалгоритмические методы (мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, другие методы).

ФСА  (классический ФСА, идеально-функциональное моделирование).

ТРИЗ и физика.  Концепции  построения  указателей  физэффектов.

ТРИЗ и наука. Решение исследовательских задач.

ТРИЗ и педагогика.

11-й день. История и перспективы развития  ТРИЗ.  Полиэкранная схема развития ТРИЗ (на основе подсмотренной у "раннего" Ю.Андриевского).

12-й день.

Защита выпускных работ (решения производственных задач). Если семинар проходит на предприятии, приглашается руководство. На сборном семинаре приглашаются все желающие.

Семинар построен таким образом, что все линии согласованы между собой. Линия ЗРТС постоянно подготавливает почву для продвижения в изучении АРИЗ. На линии РТВ повторяются: полиэкранная схема (задача о фантастическом животном), ЗРТС (украшение для Аэлиты). Затем она плавно вливается в линию ЖСТЛ (задача о поиске занятий в длительном космическом полете).

 

В семинаре несколько переломных моментов.

1-й наступает обычно на третий день. Слушатели уже  познакомились с основами ТРИЗ, с терминологией, втянулись в режим. Домашние задания достигли почти максимума: резюме, АРИЗ, РТВ. Настроение большинства скептиков, пришедших послушать – чего еще они там расскажут – меняется. Слушатели включаются в работу. В дальнейшем аудитория сама помогает проведению семинара.

2-й переломный момент наступает с началом второй недели. После нарастающего объема  домашних заданий остается только два – ежедневное резюме и производственная задача.  Слушатели уже втянулись в интенсивную работу дома и вынуждены переключить свою энергию на размышления над другими вопросами. Кроме того, происходит переключение с "железной ТРИЗ" на человеческую.

3-й переломный момент наступает на 9-й день. После восьмого дня становится понятно, что изобретательство – не главное занятие на этом семинаре, в резюме появляются вопросы и рассуждения мировоззренческого характера, тон диалога становится максимально откровенный. С этого момента можно говорить самое важное, и это будет услышано.

Этот план постепенно оттачивался на большом количестве семинаров, проводившихся автором этой заметки совместно с А.С.Козловым и В.Г.Сибиряковым. Кроме материалов  Г.С.Альтшуллера, в семинаре используются материалы Б.Л.Злотина (ЗРТС, ТРК, ФСА, ТРИЗ и наука), С.С.Литвина и В.М.Герасимова (идеально-функциональное моделирование), И.М.Верткина (ЖСТЛ), "раннего" Ю.В.Андриевского (резюме, полиэкранная схема развития ТРИЗ), а так же отдельные разработки и примеры многих других тризовцев.

 

вернуться обратно

Бесплатный хостинг uCoz