ТРИЗовские сайты:
Сайт Б. Злотина и А. Зусман
ТРИЗ в технике
ТРИЗ в бизнесе и рекламе
ТРИЗ в рекламе
Лаборатория образовательных технологий ТРИЗ в образовании
|
Внимание! Ввиду неурядиц на ресурсе сайт переехал по адресу:
ВНИМАНИЕ! АРИЗ – сложный инструмент. Не применяйте его для решения новых производственных задач без предварительного обучения хотя бы по 80-ти часовой программе. АРИЗ – инструмент для мышления, а не вместо мышления. НЕ спешите! Тщательно обдумывайте формулировку каждого шага. Кроме того, надо обязательно записывать (на полях) все соображения, возникающие по ходу решения задачи. АРИЗ – инструмент для решения нестандартных задач. Проверьте: может быть, ваша задача решается по стандартам?
ЧАСТЬ 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИОсновная цель первой части – переход от расплывчатой изобретательской ситуации к чётко поставленной предельно простой схеме (модели) задачи.
1.1 Записать Главную полезную функцию (ГПФ) и состав системы (без специальных терминов) по следующей формуле:Техническая система (ТС) для… (указать Главную Полезную Функцию), включает в себя: … (перечислить части системы, необходимые для реализации ГПФ).ПРИМЕЧАНИЕ: Термины, относящиеся к инструменту и внешней среде, необходимо заменять простыми словами для снятия психологической инерции. Термины:
ПРИМЕЧАНИЕ: Объект главной полезной функции (элемент, на который направлено действие ГПФ) называется "изделием". Изделие всегда материально. В задачах на обнаружение и измерение изделием может оказаться элемент, являющийся по своей основной функции инструментом, например, шлифовальный круг. ПРИМЕЧАНИЕ: Инструментом называют элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (фреза, а не станок, огонь, а не горелка). В частности, инструментом может быть часть окружающей среды. ПРИМЕЧАНИЕ: Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно рассмотреть одну пару. Рекомендации по выбору Главной Полезной Функцииа) Выстроить системную иерархию функций, двигаясь из надсистемы в подсистему, в которой происходит конфликт, по следующей форме: ТС для Ф1, для её реализации необходимо Ф2, для её реализации необходима Ф3 … и т. д. б) Выбрать ГПФ, двигаясь от Ф1 к Фn до тех пор, пока в ТС остаётся хотя бы один элемент, способный удовлетворительно выполнять рассматриваемую функцию, не нарушая выполнения надсистемных функций. При этом предполагается выполнение всех подсистемных функций. ПРИМЕЧАНИЕ: В качестве ГПФ, как правило не следует выбирать исправительную функцию. В этом случае рекомендуется перейти к надсимной функции. Исправительной функцией является действие, устраняющее вредный эффект надсистемной функции после её выполнения. Функция, устраняющая (предотвращающая) вредный эффект во время выполнения надсистемной функции, исправительной не является. ПРИМЕЧАНИЕ: Формулировка функции не должна носить лозунговый характер.
ПРИМЕЧАНИЕ: Следует избегать негативных слов с частицей "не" пропускать – не пропускать – плохо, надо: пропускать – задерживать.
1.2. Записать нежелательный эффект, возникающий при реализации ГПФ.НЭ 1 – …ПРАВИЛО 1: Нежелательным эффектом не может быть невыполнение или плохое выполнение ГПФ. Если в выбранной системе ГПФ не выполняется ни при каких условиях, необходимо вернуться к шагу 1.1 и переформулировать задачу, выбрав в качестве ГПФ надсистемную функцию. ПРИМЕЧАНИЕ: Если при выполнении ГПФ возникает несколько нежелательных эффектов, то нужно выбрать наихудший НЭ, возникающий при наилучшем выполнении ГПФ (например, при максимальной производительности).
1.3. Выбрать средство устранения НЭ 1.СУ – …ПРИМЕЧАНИЕ: СУ – изменение в системе, устраняющее НЭ 1 без учёта влияния его на выполнение ГПФ. ПРИМЕЧАНИЕ: Средством устранения (СУ) в первую очередь следует выбирать изменённое состояние инструмента. Если оно не может являться СУ, то следует выбирать изменённое состояние другого элемента системы (при этом изделие, как правило, изменять не допускается). Если и это не подходит, то нужно выбрать любое средство устранения наилучшим образом устраняющее НЭ 1 без учёта влияния его на ГПФ.
1.4. Записать нежелательный эффект (НЭ 2), возникающий при введении в систему СУ.НЭ 2 – …ПРИМЕЧАНИЕ: Если при введении СУ возникает несколько НЭ, то нужно выбрать наихудший нежелательный эффект, возникающий при наилучшем устранении НЭ 1. НЭ 2, как правило, должен быть направлен на изделие. НЭ, связанный с нарушением выполнения ГПФ – всегда наихудший.
1.5. Сформулировать технические противоречия.ТП 1: Если ввести СУ, то исчезает НЭ 1, но возникает НЭ 2.ТП 2: Если не вводить СУ, то НЭ 2 нет, но остаётся НЭ 1.ПРИМЕЧАНИЕ: Дальнейшее решение задачи будет привязано к формулировке ТП 2. Проверьте, обеспечивает ли оно наилучшее выполнение ГПФ (ТС для…) ПРИМЕЧАНИЕ: При записи ТП 1 и ТП 2 нужно приводить ПОЛНЫЕ формулировки СУ, НЭ 1 и НЭ 2, определяемые на шагах 1.3, 1.2 и 1.4 соответственно. 1.6. Записать формулировку модели задачи по форме:Даны: отсутствующее СУ и объекты действия ГПФ и НЭ. Отсутствующий СУ не создаёт НЭ 2, но и не устраняет НЭ 1. Необходимо найти такой Х-элемент, который устранил бы НЭ 1, не мешая отсутствующему СУ не создавать НЭ 2.Графическая схема конфликта:
ПРИМЕЧАНИЕ: Икс-элемент не обязательно должен оказаться какой-то новой вещественной частью системы. Икс-элемент – это некое изменение в системе, некий икс вообще. Он может быть равен, например, изменению температуры или агрегатного состояния какой-то части системы или внешней среды.
1.7. Проверьте возможность применения системы стандартов к решеню модели задачи. Если задача не решена, перейти ко второй части АРИЗ. Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ со второй части.ПРИМЕЧАНИЕ: Анализ по первой части АРИЗ и построение модели существенно проясняют задачу и во многих случаях позволяют увидеть стандартные черты в нестандартных задачах. Это открывает возможность более эффективного использования стандартов, чем при применении в исходной формулировке задачи.
Часть 2 |