Внимание! Ввиду неурядиц на ресурсе сайт переехал по адресу:


ЧАСТЬ 4. МОБИЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ВПР

Ранее – на шаге 2.3 – были определены имеющиеся ВПР, которые можно использовать бесплатно. Четвертая часть АРИЗа включает планомерные операции по увеличению возможности ресурсов: рассматриваются производные ВПР, получаемые почти бесплатным путем минимальных изменений имеющихся ВПР. Шаги 3.3 – 3.5 начали переход от задачи к ответу, основанному на использовании физики; четвертая часть АРИЗ продолжает эту линию.

ПРАВИЛО 2: Каждый вид частиц, находясь в одном физическом состоянии, должен выполнять одну функцию. Если частицы А не справляются с действиями 1 и 2, надо ввести частицы Б; частицы А выполняют действие 1, а частицы Б - действие 2.

ПРАВИЛО 3: Введенные частицы Б можно разделить на две группы: Б-1 и Б-2. Это позволяет "бесплатно" - за счёт взаимодействия между уже имеющимися частицами Б - получить новое действие - 3.

ПРАВИЛО 4: Разделение частиц на группы выгодно и в тех случаях, когда в системе должны быть только частицы А; одну группу частиц А оставляют в прежнем состоянии, у другой группы меняют главный для данной задачи параметр.

ПРАВИЛО 5: Разделенные или введенные частицы после отработки должны стать неотличимыми друг от друга или от ранее имевшихся частиц.

ПРИМЕЧАНИЕ: Эти правила относятся ко всем шагам четвертой части АРИЗ. 

 

4.1. Метод ММЧ.

а) используя метод ММЧ (моделирование "маленькими человечками"), построить схему конфликта;
б) изменить схему А так, чтобы "маленькие человечки" действовали, не вызывая конфликта;
в) перейти к технической схеме.

ВНИМАНИЕ! Здесь часто совершают ошибку, ограничиваясь беглыми, небрежными рисунками. Хорошие рисунки:

а) выразительны и понятны без слов; 
б) дают дополнительную информацию о физпротиворечии, указывая в общем виде пути его устранения.  

ПРИМЕЧАНИЕ: Шаг 4.1. - вспомогательный. Он нужен, чтобы перед мобилизацией ВПР нагляднее представить что, собственно, должны делать частицы вещества в оперативной зоне. Метод ММЧ позволяет отчетливее увидеть идеальное действие ("что надо сделать") без физики ("как это сделать"). Благодаря этому снимается психологическая инерция, фокусируется работа воображения. Таким образом, ММЧ - метод психологический. Но моделирование "маленькими человечками" осуществляется с учетом законов развития технических систем. Поэтому ММЧ нередко приводит к техническому решению задачи. Прерывать решение в этом случае не надо, мобилизация ВПР обязательно должна быть проведена.

ВНИМАНИЕ! Цель мобилизации ресурсов при решении мини-задачи не в том, чтобы использовать все ресурсы. Наоборот – при минимальном использовании ресурсов получить один максимально сильный ответ. 


4.2. ШАГ НАЗАД ОТ ИКР.

Если из условий задачи известно, какой должна быть готовая система, и задача сводится к определению способа получения этой системы, можно использовать метод "шаг назад от ИКР". Изображают готовую систему, а затем вносят в рисунок минимальное демонтирующее изменение. Например, если в ИКР две детали соприкасаются, то при минимальном отступлении от ИКР между деталями надо показать зазор. Возникает новая задача (микро-задача): как устранить дефект? Разрешение такой микро-задачи обычно не вызывает затруднений и часто подсказывает способ решения общей задачи.

 

4.3.  Определить, решается ли задача применением смеси ресурсных веществ.

 

4.4. Определить, решается ли задача заменой имеющихся ресурсных веществ пустотой или смесью ресурсных веществ с пустотой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Пустота - исключительно важный ресурс. Она всегда имеется в неограниченном количестве, предельно дешева, легко смешивается с имеющимися веществами, образуя, например, полые и пористые структуры, пену, пузырьки…

Пустота – не обязательно вакуум. Если вещество твердое, пустота в нём может быть заполнена жидкостью или газом. Если вещество жидкое, пустота может быть газовым пузырьком.

 

4.5. Определить, решается ли задача применением веществ, производных от ресурсных (или применением смеси этих производных веществ с "пустотой").

ПРИМЕЧАНИЕ: Производное ресурсное вещество получают изменением агрегатного состояния имеющихся ресурсных веществ. Если, например, ресурсное вещество жидкость, к производным относятся лед и пар. Производными считаются продукты разложения ресурсных веществ. Так, для воды производными будут водород и кислород. Для многокомпонентных веществ производные – их компоненты. Производными являются также вещества, образующие при разложении или сгорании ресурсные вещества.

ПРАВИЛО 6. Если для решения задачи нужны частицы вещества (например, ионы), и непосредственное их получение невозможно по условиям задачи, требуемые частицы надо получить разрушением вещества более высокого структурного уровня (например, молекул).

ПРАВИЛО 7. Если для решения задачи нужны частицы вещества (например, молекулы) и невозможно получить их непосредственно или по правилу 6, требуемые частицы надо получать достройкой или объединением частиц более низкого структурного уровня (например, ионов).

ПРАВИЛО 8. При применении правила 6 простейший путь – разрушение ближайшего вышестоящего "целого" или "избыточного" (отрицательные ионы) уровня, а при применении правила 7 простейший путь – достройка ближайшего нижестоящего "нецелого" уровня.

ПРИМЕЧАНИЕ: Разрушать выгоднее "целые частицы (молекулы, атомы), поскольку нецелые частицы (положительные ионы) уже частично разрушены и сопротивляются дальнейшему разрушению. Достраивать, наоборот, выгоднее нецелые частицы, стремящиеся к восстановлению.

Правила 6-8 указывают эффективные пути получения производных ресурсных веществ из "недр" уже имеющихся или легко вводимых веществ. Правила наводят на физэффект, необходимый в том или ином конкретном случае.

 

4.6. Определить, решается ли задача введением вместо вещества электрического поля или взаимодействием двух электрических полей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если использование ресурсных веществ, имеющихся и производных, недопустимо по условиям задачи, надо использовать электроны – подвижные (ток) или неподвижные. Электроны – "вещество", которое всегда есть в имеющемся объекте. К тому же электроны – вещество в сочетании с полем. Это обеспечивает высокую управляемость.

 

4.7. Определить, решается ли задача применением пары "поле + добавка вещества, отзывающегося на поле".

ПРИМЕЧАНИЕ: На шаге 2.3 рассмотрены уже имеющиеся ВПР. Шаги 4.3 – 4.5 относятся к ВПР, производным от имеющихся. Шаг 4.6 – частичный отход от имеющихся и производных ВПР: вводят "посторонние" поля. Шаг 4.7 – еще одно отступление: вводят "посторонние" вещества и поля.

Решение мини-задачи тем идеальнее, чем меньше затраты ВПР. Однако не каждая задача решается при малом расходе ВПР. Иногда приходится отступать, вводя "посторонние" вещества и поля. Делать это надо только при действительной необходимости, если никак нельзя обойтись наличным ВПР.

 

ЧАСТЬ 5

Бесплатный хостинг uCoz