ТРИЗовские сайты:
Сайт Б. Злотина и А. Зусман
ТРИЗ в технике
ТРИЗ в бизнесе и рекламе
ТРИЗ в рекламе
Лаборатория образовательных технологий ТРИЗ в образовании
|
Внимание! Ввиду неурядиц на ресурсе сайт переехал по адресу:ЗаключениеСильное мышление – это, в-четвертых, модельное мышление. Сильное мышление исходит из относительности всех используемых моделей, из понимания неизбежности ограничений их применения. Сильное мышление опирается на зыбкие подвижные основания. Слабое мышление опирается на твердую почву истин – "научных" или религиозных. Сильное мышление – это, в-третьих, векторное мышление. Оно выявляет решение не внезапно в конце процесса мышления. Сильное мышление знает заранее, где расположена область ответа и постепенно ее сужает. Слабое мышление скалярное, оно мечется по всем направлениям или выбирает одно наугад. Сильное мышление – это, во-вторых, мышление системное. Оно видит объект или процесс на разных системных уровнях, связи между этими уровнями, ограничения, накладываемые одним уровнем на другой. Слабое мышление – одноуровневое. Оно валит все факты в одну кучу. Сильное мышление – это, во-первых, мышление диалектическое. Оно оперирует противоречиями, позволяющими видеть проблему с противоположных сторон. Слабое мышление – одностороннее, чурающееся противоречия. Часто не достигающее даже формально-логического уровня, а просто перебирающее варианты.
Такое мышление еще называют методом проб и ошибок (МПиО). Именно этим слабым мышлением и выстроена почти вся наша цивилизация. С его помощью открыты законы, построены машины, исследованы тайны природы. Как же это могло получиться? За счет огромного человеческого ресурса и неисчислимого количества проб и ошибок. Человечество не знало другого метода мышления, и в XX веке, когда скорость получения нового знания перестала удовлетворять потребности научно-технического прогресса, стало придумывать различные способы интенсификации МПиО, как мозговой штурм, и систематизации, как морфологический анализ. Некоторые люди интуитивно овладевали отдельными элементами сильного мышления. Их можно увидеть среди тех, кого мы называем гениями. В середине XX века возникла и стала развиваться теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К ее создателю Генриху Альтшуллеру присоединялись ученики. Решали изобретательские задачи, обучали инженеров, развивали теорию. Все это происходило без вмешательства государства, если не считать награду Альтшуллера лагерным сроком и последующую более цивильную травлю. Без какого-либо внешнего финансирования, никакого бизнеса в Советском Союзе не было. Теория обладала огромной притягательной силой. Возможность с легкостью решать задачи, не поддающиеся решению годами, была настолько увлекательной, что инженеры с энтузиазмом отдавали процессу свое свободное время. На потоке этой информации возникла самоорганизующаяся структура, опередившая время, предвосхитившая те структуры, о которых мы говорили в главе «Капитал грядущего строя». Теория развивалась, стала выходить за рамки техники, превращаться в теорию сильного мышления. Геополитические потрясения конца века и смерть Генриха Альтшуллера изменили ситуацию. Процесс продолжает развиваться, но больше в стадии практического внедрения достигнутого. Того, что принял рынок. Кто-то разрабатывает стратегии для бизнеса, придумывая инновации, приносящие большие барыши. Кто-то в выборных кампаниях придумывал ходы, выводящие темную лошадку в победители. Кто-то стал законодателем мод в рекламном креативе. Наибольшая отдача, конечно же, в техническом изобретательстве. Все ведущие высокотехнологические компании, возглавляющие рейтинги крупнейших компаний мира – клиенты трех американских консалтинговых фирм, основанных учениками Альтшуллера. Без их решений не совершенствуются ни памперс, ни самолет. Иначе поступила корейская компания Самсунг. Она не стала обращаться в эти фирмы. Она стала приглашать российских тризовцев на работу по контракту. И за полтора десятилетия создала разветвленную структуру подготовки инженеров, на вершине которой российские специалисты по ТРИЗ готовят корейских преподавателей. Работа в узкой отрасли имеет свои ограничения. Квалификация специалиста ТРИЗ, работающего в различных областях техники, растет быстрее. Видимо поэтому Самсунг решила провести конференцию по ТРИЗ. Оценить, что они получают практически задарма, невозможно. В России оно все равно ни к чему. Во время всех этих практических работ развивается и теоретическая часть. Но, во-первых, конкретные теоретические и методические разработки направлены на коммерческие цели и являются интеллектуальной собственностью фирм. Во-вторых, в закрытом режиме без свободного обмена информацией не следует ожидать высокого научного уровня этих разработок. В-третьих, они направлены вглубь темы, а не ввысь, в надсистему. Больше в методологию, чем в теорию. Эта книга – попытка возобновить движение вверх, к теории сильного мышления. В книге показан общий вид теории. Обозначены лишь основные положения. По каждому закону развития можно написать отдельную книгу. Совершенно нет методической части для решения задач, важной составляющей книг по ТРИЗ. Но книга дает возможность познакомиться с принципами сильного мышления людям, которым не посчастливилось родиться инженерами.
Я хочу выразить благодарность коллегам, мыслями, материалами, разработками которых я воспользовался при работе над этой книгой. Сергею Сычеву, Игорю Викентьеву, Юрию Андриевскому, Игорю Захарову, Анатолию Купрюхину, Юрию Саламатову, Игорю Кондракову, Геннадию Иванову, Алле Зусман, Владимиру Петрову. Отельное спасибо Нэлли Власовой, сподвигшей меня на это мероприятие и Науму Фейгенсону за полезные замечания. Но основу всего здесь изложенного составляют идеи и работы моих Учителей – Генриха Сауловича Альтшуллера и Бориса Львовича Злотина. Привести корректные ссылки на все их мысли практически не возможно. Многие из них высказаны на лекциях, либо в частной беседе. Поэтому лучше считать все, здесь написанное, их мыслями, мыслями, основанными на их мыслях, либо вытекающими из них. А все, что не дай бог, будет признано Временем неточностью, отнести на мой счет.
В истории человечества случались невероятные гигантские извержения интеллекта. Леонардо да Винчи оставил такое мощное наследие, что в его чертежах смогли разобраться лишь через полтысячелетия. С его именем ассоциируется выход человечества из средневековья и эпоха Возрождения. Но поражает то, какой мизерной частицей его интеллекта сумели воспользоваться современники. Подавляющая часть его гениального наследия осталась не востребованной. В XIX веке человечество снова получило фантастическую инъекцию интеллекта. Кто такой Николай Федоров понятно, видимо, будет через пару сотен лет. Мощнейший пучок мыслителей – Владимир Вернадский, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Константин Циолковский. Геополитическая катастрофа начала XX века беспощадно растоптала эту буйную поросль мысли. Человечество воспользовалось лишь маленькой толикой наследия некоторых из них. Да и невозможно пока воспользоваться всем, рассчитанным на века, наследием самого удачливого из них Константина Циолковского. А ведь все эти мыслители развивали некоторые отдельные направления, заданные им Николаем Федоровым. В двадцатом веке нам в очередной раз крупно повезло. Генрих Альтшуллер оставил нам наследие, способное совершенно изменить облик мира. Созданы эволюционные теории, теории мышления для техники, биологии, социологии, экологии, и, даже, искусства. Теория развития творческой личности. Они позволяют легко разрешить проблемы, над которыми беспомощно бьются научные учреждения. Человечество опять воспользовалось маленькой толикой результата, готового к немедленному потреблению. У нас появился шанс включить это интеллектуальное наследие на полную катушку. Кто это сделает? Вы, читатель. Признайтесь, вы ведь не совсем простой читатель. Эта книга написана совершенно простым языком, чтобы упростить понимание очень сложных вещей. Вместе с тем, на первых же страницах книги я обидел всех, кто способен обижаться. Психологически незрелый человек не должен был дочитать до этого места. Он уже несколько раз бросил читать. Сильное мышление – слишком мощное оружие, чтобы достаться такому человеку. Если вы дочитали до этого места, это говорит о многом. И я вправе ожидать услышать о ваших достижениях. Чтобы помочь в развитии сильного мышления, несколько слов о литературе. Приводить использованную литературу, ввиду обширности затронутой тематики, не имеет смысла. Поэтому приведу рекомендуемую литературу.
1. Г.Альтшуллер, И.Вёрткин «Как стать гением». Минск «Беларусь», 1994 г. Вычурное название не авторов, а издателей. Книга – исследование и обобщение, а не назидание.
2. Г.С.Альтшуллер «Найти идею». Новосибирск, «Наука», 1986 г. 3. Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов «Поиск новых идей: от озарения к технологии». Кишинев, «Картя Молдоввенякэ», 1989 г. Это книги для инженеров. Но на другом материале подобных книг нет, терпите.
4. Г.Альтов «И тут появился изобретатель». Москва, «Детская литература» 1984 г. 5. Б.Л.Злотин, А.В.Зусман «Месяц под звездами фантазии». Кишинев, «Лумина», 1988 г. 6. Б.Л.Злотин, А.В.Зусман «Изобретатель пришел на урок». Кишинев, «Лумина», 1990 г. Это книги для детей и для работающих с детьми людей. Г.Альтов – псевдоним Г.Альтшуллера, под которым он писал фантастику и эту книгу для детей.
7. Вся фантастика Г.Альтова. Очень способствует мыслеварительному процессу. Например, сборник. Г.Альтов «Создан для бури». Москва, «Детская литература», 1970.
8. Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Лингвистон». Изданий куча. Книга не о том, как мыслить, но поможет понять – зачем это делать. вернуться на главную страницуотправить письмо |